Реферат Ирины Шляйферт. Техники работы с механизмами прерывания контакта( дефлексия, профлексия, девалидизация)
Техники работы с дефлексией, профлексией и девалидизацией.
Как известно, понятие контакта является одним из ключевых в гештальт-терапии. Контакт- форма взаимодействия, взаимофункционирования организма с окружающей средой, процесс соприкосновения с другим , отличным от меня . Контакт предполагает полное проживание актуальной ситуации «здесь и сейчас» при осознавании взаимодействия и различий себя и окружающей среды. Контакт является творческим приспособлением к окружающей среде и ее изменениям , проблемы начинаются тогда, когда в контакте перестают удовлетворяться потребности организма ,в результате стереотипного поведения (вчера полезная привычка, завтра сопротивление, послезавтра болезнь). При этом если терапевт находится в контакте с клиентом, опирается на принципы теории поля и феноменологические методы он может обходиться вообще без специальных техник, так как основным инструментом гештальт-терапии является активное слушание, во время которого терапевт предоставляет клиенту возможность полностью развернуть переживание.
Однако существуют и техники, помогающие клиенту осознать где и как его творческое приспособление перестало быть таковым, человек перестал осознавать и удовлетворять важные для него потребности, используя механизмы прерывания контакта.
Механизмы прерывания контакта как механизмы психологической защиты- это реакция на взаимоотношения с окружающей средой. Проблемы возникают, когда эти механизмы становятся невротическими и возникает фиксация, теряется осознование.
К. Наранхо в своей книге «Отношение и практика атеоретического эмпиризма «разделил техники гештальт-терапии на три основные группы:
-Супрессивные (сдерживающие) техники - их задача фрустрация избегания чувственного опыта и содействие в уходе от интеллектуализации к проживанию чувственного опыта. К ним относятся
*отказ от повествовательности высказываний («эбаутизма»)
* конкретизация высказываний( кому говоришь, о чем говоришь, от первого лица, в настоящем времени)
*отказ от интерпретации поведения
*фокусирование на настоящем моменте и на переживаемых ощущениях в теле
*перевод вопросов в утверждения.
-Экспрессивные (раскрывающие) техники-направлены на развитие осознанности за счет повышения способности к интенсивному вниманию или осознанному преувеличенному выражению:
*инициализация действий – простое побуждение, побудь, стань (Йонтеф Г.)
*выявление и передача эмоционального содержания («сделай это с моей рукой»)
*преувеличение и развитие действий (амплификация): «усиливайте постукивание рукой. Что Вы чувствуете?»
*вербализация невербальной экспрессии: мычалки и бормоталки
*монолог ощущения – станьте своим страхом или скажите что-то от своей тоски
*перевод фигуры из одной модальности в другую- визуализация ощущения, пантомимическое выражение зрительного образа т.п. «Покажите, как вы это себе представляете или на что похоже ваше ощущение».
*идентификация и исполнение роли: «стань соей мамой и скажи от её имени!»
-Техники интеграции- способствуют присвоению, отчужденных вследствие интрапсихического конфликта частей личности:
*ассимиляция проекций – смена оно ( он, она) на я
*отождествление с симптомом
*выявление и присвоение интроектов
*опровержение интроектов, моделирование когнитивного и эмоционального опровержения
При этом каждая техника нацелена на определенный механизм прерывания контакта. Существуют следующие механизмы-конфлюенция 1-го и 2-го рода(слияние), интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, профлексия, эготизм, девалидизация(обесценивание). В этой работе я рассмотрю три механизма ( дефлексию, профлексию и девалидизацию) и техники работы с ними.
Дефлексия-уклонение от прямого контакта и перенесение переживаний в умственную зону (мысли, фантазии и т.д.). Человек совершает действия, связанные с удовлетворением потребности, но либо в отношении более безопасного объекта, либо обходными путями. Это часто результат отсутствия безопасного контакта в прошлом. « Терапевт может обнаружить в ходе сессии, что тема беседы все время меняется и что он не понимает и не помнит, как они с клиентом оказались в другой теме.» (Булюбаш, стр. 165). Дефлексия приводит к тому, что переход к фазе момбилизации становится невозможным и неполным( Булюбаш И. Д.,2011).
Часто дефлексивные клиенты не отвечают на заданный вопрос, а в контрпереносе у терапевта возникает переживание «транса», тумана или раздражения.
Платой за дефлексию является скука, вялость, отсутствие энергии потому, что удовлетворяется не та потребность. И в конечном итоге дефлексия приводит к потерям.
Однако существует и здоровое применение дефлексии-это способ снятия напряжения контакта, например, при дипломатических переговорах или просто острых конфликтных ситуациях.
При работе с дефлексией используются техники:
1. Супрессивные:
- Отказ от повествовательности, повествовательность не дает возможности произойти истинному контакту, получить новый опыт и принять личную ответственность. С повествовательностью конфронтируют путем задавания вопросов: «что мешает вам сказать об этом прямо?», «чего избегаешь сейчас?», « как избегаешь?».
- Конкретизация высказываний- абстрактные высказывания позволяют снизить остроту переживаний и создают иллюзию безопасности, но зачастую это приводит к непониманию и разочарованию. Поэтому в гештальте часто просят о конкретной ситуации, адресовать слова конкретному человеку.
- Перевод вопросов в утверждение – вместо вопросов «не кажется ли вам, что?», в высказывание «я считаю что». Иногда применяют прямые предписания: вместо расспросов- скажи прямо.
2.Отслеживание траектории фигуры (с чего клиент начал, к чему перешел и как это связано между собой( челночная техника))
3.Отслеживание точек перехода от темы к теме, фокусировка на них ( проясняем чего клиент избегал при переходе)
4. Конфронтация со сменой тем и вышучиванием.
Важные вопросы при работе с дефлексией: чего избегаешь ?, как избегаешь?, что чувствуешь перед тем,как сменить тему?
Профлексия.
Я делаю другому, то что хочу получить от него сам. Механизм характерен для депрессивных и созависимых личностей, а также для людей помогающих профессий ( человек привык испытывать нужду и идет помогать другим). Яркий пример профлексии поговорка «относись к другим так , как хочешь, чтобы они относились к тебе. Часто профлексия проявляется в близких и терапевтических отношениях, когда хочется внимания и заботы человек не просит об этом прямо, а начинает сам проявляться таким образом по отношению к партнеру или терапевту, бессознательно надеясь, что он ответит тем же.
В детско-родительских отношениях тоже очень много проявлений профлексии, начиная с желания накормить или теплее одеть маленького ребенка и заканчивая обидами мам взрослых детей, старающихся получить внимание в ответ на зачастую неуместную заботу.
Поскольку профлексия является комбинированной формой проекции и ретрофлексии, то и формы работы с ней будут такими же как и с вышеупомянутыми прерываниями контакта.
1. Отказ от интерпретации, путем замены «ты-высказывания» на «я-высказывание», которые способствуют принятию точке зрения другого и переоценки собственного поведения.
2. Направленное фантазирование
3.«Досматривание» снов и кошмаров
4.Проигрывание роли проецируемого объекта
5.Экспрессивные техники:
- техника реверса « тяни-толкай»-преувеличение сопротивления в работе с ретрофлексией. Застывшее в теле напряжение- это возбуждение, которое было направленно на внешний обьект ,но затем сдержанно и направленно на самого себя. Клиенту важно осознать, что именно он сдерживает и как он это делает. Например, с помощью усиления напряжения в теле.
-передача во вне (сделай мне то, что делаешь с собой)
-эксперементы с прямой экспрессией( « вырази, сделай, скажи»)
Важное значение имеет обращение профлексии (позаботься о себе, сделай сначала для себя, маску сначала на себя, потом на ребенка).
Вопросы при работе с профлексией : как узнаешь об этом? что случится если? что останавливает? как останавливаешься?
Девалидизация – обесценивание, снижение значимости. Это трудность в ассимиляции опыта на фазе постконтакта. Механизм характерен для пациентов с истерическими нарциссическими расстройствами. « Человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них». Может проявляться в форме игнорирования очевидных событий, в самоиронии и самовысмеивании, забывании очевидно значимых переживаний в жизни и в сеансе. Особенно ярко проявляется, когда человеку приходится присваивать результат тяжелых и неприятных для него ситуаций. Люди неосознанно уменьшают субьективную значимость( пострашнее бывает, это не так важно, это все ерунда)
Девалидизация часто сочетается с дефлексией, в сессии клиент не обесценивает прямо (как-то времени стало не хватать на терапию, пробки большие, добираться стало неудобно). В контрпереносе у терапевта появляется нарциссическая тревога, ощущение собственной малозначимости, сомнения в профессии.
Техники работы с девалидизацией включают в себя:
1.Признание значимости (это привносит новое дыхание в терапию)
-обнаруживаем девалидизирующее послание
-переводим на сознательный уровень и обнаруживаем личностный смысл пассивной агрессии (вы всегда опаздываете, может не нужно сюда ходить)
-амплифицируем ( предлагаем обесценивать осознанно и ответственно )
2.Выявление и конфронтация обесценивающих интроектов(когда мы проговариваем обесценивающий интроект и выводим во вне у клиента появляется иммунитет против собственного обесценивания).
3.Движение « мышиными шагами» ( терапевт акцентирует внимание на ассимиляции каждого отрезка опыта-то, чем мы сейчас занимаемся это важно? что было важного в сессии?)
4.Подведение итогов и финализация постконтакта( в чем важность и новизна сегодняшней сессии?)
Таким образом, мы видим, что в гештальт-терапии существует достаточно большое количество техник, но все они будут неэффективны, если не учитывать конкретную ситуацию, личностные особенности клиента и важность хорошего контакта между терапевтом и клиентом.
Список литературы:
Лебедева Н., Иванова Е., Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб, «Речь» 2004
Третьяк Л., Федоров А., Техника современной гештальт- терапии. СПб 2019
Булюбаш И., Руководство по гештальт -терапии. М 2004