Пограничная личностная организация и особенности стратегии терапии.реферат Ольги Десслер
Понятие «пограничное расстройство личности» исторически включало в себя состояния, не укладывающиеся полностью в понятия «невроз» и «психоз», имеющие промежуточное между этими двумя осями положение.
В настоящее время это состояние исключено из международной классификации болезней, что, однако, не исключает актуальность понимания структуры этого расстройства для специалистов, т.к. такие клиенты, не прислушиваясь к новым веяниям психиатрической науки, продолжают упорно появляться в практике.
Структура расстройства.
Характерными для пограничного личностного расстройства являются следующие признаки:
-заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования (эмоции, мышление, восприятие, социальное взаимодействие)
-раннее начало и стабильность проявлений расстройства
-тотальность проявлений
- расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только с течением времени, в таком случае возможно нарастание социальной дезадаптации
- Склонность вовлекаться в интенсивные, напряжённые и нестабильные взаимоотношения, характеризующиеся чередованием крайностей — идеализации и обесценивания.
-Расстройство идентичности: заметная и стойкая неустойчивость образа или чувства Я.
Симптоматика пограничного расстройства вариабельна и многогранна. Согласно О.Ф.Кернбергу, наблюдаемые у пограничных клиентов симптомы похожи на симптомы обычных неврозов или патологии характера, но сочетание некоторых черт характерно именно для случаев пограничной патологии. Особенно важны, по мнению автора, следующие состояния:
1. “Свободно плавающая” тревога.
2. Полисимптоматический невроз, имеются виду тяжелые невротические симптомы, как, например, множественные фобии, множественные причудливые конверсионные симптомы, особенно хронические, параноидные и ипохондрические тенденции в сочетании с любыми другими симптоматическими неврозами (типичное сочетание, заставляющее думать о диагнозе пограничной организации личности).
3. Полиморфные перверсные сексуальные тенденции.
4. “Классическая” препсихотическая структура личности
5. Импульсивный невроз и зависимости - такие формы тяжелой патологии характера, которые в поведении проявляются “прорывом импульса” к удовлетворению инстинктивных нужд, причем такие импульсивные эпизоды Эго-дистонны при воспоминании о них, но Эго-синтонны и приносят большое удовольствие в самый момент их исполнения.
6. Нарушения характера “низшего уровня”: хаотичный и импульсивный характеры, многие инфантильные типы личности и типичная нарциссическая личность, ярко выраженные структуры антисоциальной личности.
Различают уровни пограничной личностной организации:
- Умеренно дифференцированный или высокофункциональный: преобладают люди с нарциссическим, мазохистическим, избегающим и зависимым личностными расстройствами.
- Низкодифференцированная пограничность, куда относятся пограничное, шизоидное, маниакальное, параноидное и антисоциальное расстройство, тяжелая ипохондрия, истероидная психопатия, злокачественный нарциссизм.
Для определения вида, уровня расстройства, а также формирования терапевтической тактики важным является выявление ведущих механизмов психологических защит. В отличие от неврозов, пограничное расстройство чаще характеризуется преобладанием примитивных защит:
- Расщепление: разделение окружающих объектов на однозначно негативные и позитивные, колебания между противоречивыми «Я»-концепциями.
- Примитивная идеализация
- Примитивные формы проекции (проективная идентификация). Так, например, клиент может обвинять терапевта в тех самых реакциях, которые сам старается вызвать в нем своим поведением.
- Отрицание. Отрицание у пограничного пациента в типичном случае представлено отрицанием двух эмоционально независимых областей сознания, можно сказать, что в данном случае отрицание просто усиливает расщепление.
- Всемогущество и обесценивание (как частный случай расщепления).
Для понимания сути пограничного расстройства важно понимать, что формирование пограничности было наилучшим способом адаптации ребенка к неблагоприятной среде в детстве. В том периоде, холодная, отталкивающая родительская фигура, ценность которой была исключительной, не могла восприниматься во всем многообразии и личностной сложности. Ребенок, нуждаясь в опоре и не получая ее, становится вынужденным искажать реальность, используя расщепление, отрицание и пр., чтобы не встречаться с труднопереносимой действительностью.
Известно, что пограничные клиенты зачастую демонстрируют поведенческие и эмоциональные паттерны, свойственный 2-3хлетнему возрасту, периоду до достижения постоянства объекта и консолидации идентичности, что, по всей видимости, связано с нерешенными проблемами именно этого периода.
Э.Гринберг выделяла 3 типа детских проблем у клиентов с пограничностью:
1. клиент был разделен с матерью до 3х летнего возраста. Отец при этом либо отсутствовал, либо проявлял пассивность.
2. родительская фигура (фигуры) проявляла холодность, отсутствие интереса, при формальном исполнении родительских обязанностей.
3. клиент воспитывался в условиях яростной гиперопеки, с препятствованием нормальному исследовательскому импульсу.
Расставляя акценты для наилучшего понимания пограничного клиента Э.Гриенберг предложила мнемонический прием «MISERY» (убогость, ничтожество), описывающий суть страдания таких людей.
М (Mother) = ПРОБЛЕМЫ С МАТЕРЬЮ. Вовлеченность в отношения с родетелем (матерью), потребность в одобрении и внимании с его стороны, находящие отражения в других взаимоотношениях клиента..
I (identity) = ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ. Клиенты демонстрируют сложности интегрировать противоположные взгляды на себя и других, вероятно из-за того, что они с детства полагались на расщепление, чтобы сохранить хорошие чувства к матери.
Вместо того, чтобы реагировать на каждую межличностную ситуацию как на единое целое, которое большую часть времени стабильно, пограничный клиент может реагировать только в рамках одного из своих частичных Я.
S (Splitting) = РАСЩЕПЛЕНИЕ. Пограничный клиент использует расщепление (раздельное хранение противоположных аффективных состояний, чтобы не допустить затопления негативным аффектом и, в конечном итоге, разрушения позитивного) и другие примитивные защиты (отрицание, проекцию, проективную идентификацию, диссоциацию), чтобы сохранить хорошие чувства по отношению к себе и значимым другим.
E (Engulfment) = СТРАХ ПОГЛОЩЕНИЯ И ЗАБРОШЕННОСТИ, доминирующие во взаимоотношениях пограничного клиента с другими людьми.
R (Rage) = ЯРОСТЬ. Пограничные клиенты полны гнева, часто в комбинациями с другими сложнопереносимыми эмоциями, дифференциация которых нарушена. Гнев воспринимается как опасность не из-за опасения за других, а скорее из-за страха разрушить ценные внутренние объекты, в связи с этим зачастую подвергается ретрофлексии, приводить к телесному напряжению и даже самоповреждению.
Y (Yearning) = ТОСКА по совершенному Другому. Кому-то, кто даст им безусловную любовь и принятие, разрешение на отделение и последующий личностный рост.
Стратегии терапии.
Наиболее частыми поводами для обращения становятся
- проблемы одиночества, трудностями построения отношений
- переживание бессмысленности и апатии
- химические и нехимические зависимости
- семейные проблемы
- агрессия
- самоповреждения
Терапия пограничного расстройства не может укладываться с краткосрочные формы, т.к. требует построения прочного терапевтического альянса. В отдельных случаях возможна среднесрочная, чаще же эффективной оказывается долгосрочная реконструктивная терапия.
Задачи первой встречи.
- Нозологическая, личностная, структурная и ситуационная диагностика.
- Формирование доверия и безопасности
- Внимательное выслушивание проблемы – особенно, в первой трети встречи
- Прояснение взаимных ожиданий.
- Переформулирование проблемы в запрос.
- Раскрытие внутренней картины проблемы и внутренней картины решения.
- Прояснение сути процесса терапии.
- Четкий сеттинг, обозначение тайминга, штрафов за опоздание и пропуски и т.д.
- Возможна упреждающая проработка сопротивления.
Яркие особенности личностной структуры пограничного клиента чаще всего проявляются с первых минут сессии. Поэтому обычные для любых клиентов задачи первой встречи дополняются акцентами на четкости, определенности, ясном обозначении границ.
Задачи терапевта в техниках гештальт-терапии:
-преодоление патологического слияния через осознавание, способность с дифференцировке и распознаванию границ во внешней и внутренней среде, способность к «Я-распознаванию»
-развитие способности к отказу без труднопереносимого чувства вины, построенном на осознавании своих потребностей во взаимодействии с потребностями другого
-развитие способности к различению отдельных черт объектов и аффектов. Преодоление расщепления, проявляющегося в регистрации либо исключительно положительных, либо – отрицательных черт, автоматизированных «идеализации и отвержения»
-различение смешенных чувств как источника понимания ситуации
-ясные понятные границы: любое неясное со стороны терапевта будет атаковано, при этом будет осуществляться подкрепление пограничности; последовательность и четкость терапевта
-разделение эмоциональной и интеллектуальной оценки
-предотвращение эксплуатации и использования со стороны клиента, а также прямые или косвенные предложения клиентом в эксплуатацию себя
-преодоление расщепления: диалог полярностей, проговаривание контрастных чувственных состояний самого терапевта для повышения способности переносить двойственность, терапевтическое валидизированное расщепление эго для интеграции разнонаправленности (пойми, что с тобой делает симптом и сделай это без его участия)
-преодоление импульсивности – разные способы замедления, заземления, выделение главного, замечание процесса здесь и сейчас. Работа с осознанной ретрофлексией.
-замечание другого с его отличием
-обучение проявлению агрессии в социально приемлемой форме, дифференцировке аффекта в отношениях
-замена импульса к действию вербализацией
-валидация собственных опор – преодоление переживания собственной ничтожности (терапевт, присваивающий свою неидеальность, показывает возможность принятия себя в своей многогранности) – охота на внутреннего «преследователя» и его разрушение, выработка внутреннего «адвоката»: развитие наблюдающего эго и способности к рефлексии
-превращение ригидной расщепленной внутренней морали в интегрированную мораль – работа с плохо переносимыми чувствами стыда и вины и лежащими в основе их ригидными интроектами. Техники ассимиляции интроектов и осознавания внутреннего критика.
-ассимиляция проекций через проективную идентификацию: работа над переносом и контрпереносом, связь с объектами прошлого
-развитие способности к доверию, основанной на проверке, преодолении идеализации
-развитие способности переносить противоречия, принятие двойственности, осознание расщепляющих посланий, осознание различий между людьми
-работа над созданием чувства МЫ и укрепление валидации зрелой взаимозависимости: «так ли мы действуем?», «что происходит важного?», привнесение чувств терапевта
-работа с суицидные тенденциями: анализ смысла аутоагрессивных тенденций, предложение других способов реакции на непереносимый аффект
-развитие способности к зрелой любви, построенной на зрелой идеализации: с замечанием негативных черт другого, принятием своего выбора неидеального партнера.
Работа с пограничными клиентами сложна и требует от терапевта в первую очередь высокого уровня организованности, сопряжена с постоянными повторяющимися атаками на границы терапевта, яркими эмоциональными выплесками за счет нарушенного импульс-контроля, выраженности гнева. При этом важно помнить, что пограничный клиент делает с терапевтом то, что с самим клиентом делали его близкие, что в основе – потребность в близости и поддержке, одновременно с невозможностью ее принять.