19.03.2020

«ОСОБЕННОСТИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ». Реферат Ольги Хрусталевой

 

Выполнила: Хрусталева О. Ю. 

Проверили: Третьяк Л. Л., Демьяненко А. М.   

Санкт – Петербург, 2020 

Я хочу начать свой реферат с небольшого вступления. Феноменологический подход возник как альтернатива экспериментальной психологии, и опирается не на анализ, а на синтез, то есть на объединение отображаемых предметов и явлений в единое целое. Дать ему однозначное описание не так –то просто, поскольку философы, концепции которых стали истоками для развития феноменологии, часто занимают противоположные позиции. Кстати, один из примеров противоположный взглядов я приведу прямо в этом тексте чуть нижеПри выделении особенностей феноменологического подхода возникают трудности в связи с массой несколько разнонаправленной информации и точек зрения, которые хочется ухватить и углубленно разобрать. Учитывая то, что данная работа не имеет строгих ограничений в плане стиля, я дерзну представить материал по особенностям феноменологического подхода, как опираясь на известных авторов, так и с включениями идей, как это вижу, понимаю и связываю в единое я сама. Ментальный метаболизм в действии, так сказать. Основные понятия я включу прямо в текст, выделяя их жирным шрифтом, дабы он выглядел плавно сочлененным. 

Итак, доминирующей идеей, которую выделяют Булюбаш И.Д. и Пугач Н.В. в книге «Руководство по обучению гештальт – терапевтов» является преодоление оппозиции субъекта и объекта. Какими же путями это достижимо? 

Целью феноменологического подхода является идентификация феноменов в том виде, в каком они воспринимаются человеком в ситуации.  Феномен (греч. «явление», «являющееся») – то, что появляется, любое заметное явление, доступное наблюдению. Таким образом, феноменологические данные основаны преимущественно на наблюдении того, что доступно взору в настоящий момент и на свободе от интерпретаций того, что это может значитьСвобода от интерпретаций не означает полный отказ от них, но означает их внесение в качестве аккуратных предположений, а не из экспертной позиции, в которой они могут блокировать встречу с новизной. Тем не менее, феноменология описательна. Это позволяет по минимуму вносить личность исследователя (терапевта или психолога) в процесс, а в большей степени прояснять и раскрывать смыслы, которые уникальны для клиента и ни для кого другогоВ то же самое время, не стоит относительно к процессу описания с особым рвением, пристально разглядывая клиента в стремлении отследить феномен и немедленно озвучить. Клиент может быть уязвим, когда находится под взглядом терапевта. Его уязвимость возрастет в разы, если этот взгляд будет особенно пристальным. Описывая феноменологию, не стоит забывать о чуткости и адекватности, а также о том, что перед нами живой человек. Другими словами, помня об идее описательности следует держать в уме идею преодоления субъект – объектной оппозиции.  

Отцом – основателем феноменологического подхода считают Эдмонда Гуссерля. который вывел очень важный тезис, гласивший о том, что осознавание дорассудочноПолучается, что подключение рассудка может привести к искажениям и увести от сути переживания. Исследование, проводимое в феноменологическом ключе, с уважением относится к непосредственному, «наивному» восприятию, не затемненному научными и культуральными пластами знаний.  Эдмонд Гуссерль ввел понятие феноменологическая редукция – разбивка сложного оценочного суждения на составные частикоторое напоминает по сути радикальное сомнение Декарта. Кстати, хочу внести тут небольшую ремарку о том, что датский философ Серен Кьеркегор, предшественник экзистенциализма, которому принадлежит изречение: «Чем больше я думаю, тем меньше я существую», на мой взгляд, противоречит Декартовскому «cogito ergo sum». Тем не менее, оба этих философа оказывают влияние на зарождение феноменологического направления. Но я отвлеклась. 

Итак, суть феноменологической редукции в том, чтобы освободить сознание от всего, что в нем есть эмпирического и направить все внимание на само же сознание, исключив логические конструкции, выявить «чистую» структуру сознания. Этим путем, по его мнению, мы выходим из ограничивающих рамок объективности, устремляясь к очищенной субъективности. Это опять же согласуется с идеей преодоления оппозиции субъекта и объекта. Феноменологическую редукцию Гуссерль предлагал осуществить в два этапа: 

  1. Эйдетическая редукция. Согласно эйдетической редукции мы заключаем в скобки знания об окружающем мире, воздерживаясь от всяческих суждений о нем. Это воздержание Гуссерль увенчивает термином «Эпохе» (от греч. удерживание, самообладание). Согласно эпохе субъект эвакуирует все накопленные знания и суждения о данном предмете или явлении и старается занять позицию наблюдателя, стремясь заглянуть в саму сущность. Которая, кстати, может открыться в совершенно неизведанном ракурсе. При этом, Гуссерль особенно указывал на то, что этим актом он не отрицает существование мира и не сомневается в его наличности, но лишь освобождается от суждений. В результате эйдетической редукции феноменолог приходит к последовательному выделению сознания или субъективности, как единственного объекта анализа. Другими словами, мы «заключаем в скобки» весь реальный мир и воздерживаемся суждений о нем.  Гуссерль пишет: «Когда я осуществляю это – а я вполне свободен поступать таким образом, то я не отрицаю мир, как если бы я был софистом; я даже не сомневаюсь в том, что он наличен, как если бы я был скептиком. Но я просто осуществляю феноменологическое эпохе, которое совершенно освобождает меня от использования каких – бы то ни было суждений, касающихся пространственно- временного существования». 

   Но этого, как он считает, недостаточно, поэтому далее следует второй этап.  

  1. Феноменологическая или трансцедентально – феноменологическая редукция. На этом этапе требуется заключить в скобки все мысли человека о самом сознании и по максимуму очистить духовные процессы от культурного «обволакивания». Тогда и происходит трансцедентальное движение к чистому потоку сознания.  

Если перевести эту концепцию на язык практики, то Фил Джойс и Шарлотта Силлс в своей книге «Гештальт – терапия шаг за шагом» выделяли как вынесение за скобки. Убеждения, предположения и суждения консультанта временно откладываются в сторону, чтобы увидеть явление как в первый раз. Конечно, консультант неизбежно приносит свой мир и убеждения в работу с клиентом, иначе он не смог бы нормально функционировать. На практике возможность вынесения за скобки можно осуществить, признавая, что наши мнения и суждения не являются единственно верными и абсолютными, побуждая клиента раскрывать свои. «Вынесение за скобки» позволяет смотреть на человека как на тайну, без ожиданий.  

Феноменологическое направление процессуально. В нем «Как?» важнее чем «Почему?» или ««Как» предшествует «Почему»» (Ф. Брентано). Ведь вопрос «Почему?» включает в ход рационализацию и поиск причин. Феноменологу причины не суть важны, а вот то, что реально существует сейчас и может быть описано, для него интересно и не нуждается в оправдании.  

Феноменологический метод также отличается диалогичностью, и в этом смысле он твердо стоит на концепции Мартина Бубера о диалоге. Диалог по утверждению М.Бубера – это способ бытия человека посредством установления отношения с Богом и миром.  В диалоге человек обретает свое Я и находит смысл существования, преодолевает одиночество и отчужденность. Человек открывается миру, размыкая свою экзистенцию или, другими словами, озвучивая свое неповторимое бытие. Основополагающая для феноменологического диалога идея Мартина Бубера заключается в том, что мы можем выстраивать коммуникации в плоскостях «Я – Оно» (что –то) или «Я – Ты» (кто –то). В случае отношения «Я – Оно» мир выступает как бездушный набор объектов. В случае же отношения «Я – Ты» между человеком и миром устанавливается живая сопричастность. Мне очень импонирует высказывание Мартина Бубера, которое живописно раскрывает саму суть «Я-Ты» диалога: «Если я предстою человеку, как своему Ты и говорю ему основное Я-Ты, он не вещь среди вещей и не состоит из вещей… Пока надо мной простирается небо Ты, ветры причинности смиряются у ног моих и вихрь рока стихает… Ибо Ты больше нежели опыт Оно. Ты открывает больше, ему дается больше чем может изведать Оно. Ты открывает больше, ему дается больше, чем может изведать Оно. Ничего неподлинного не проникнет сюда: здесь колыбель Действительной жизни». Любопытно, что в этой фразе прослеживаются принципы «Как важнее чем почему» («ветры причинности смиряются у моих ног») и эйдетической редукции («вихрь рока стихает»). Если опять же, перевести данную идею на язык практики, что она означает приход к конвенционально – сотрудничающей модели в противовес паттерналистской и преодолению оппозиции субъекта и объекта. По сути, «Я-Ты» диалог – это тот способ, которым могут встретиться две уникальных феноменологии, терапевта и клиента и присутствовать в этой встрече как равноценныеТерапевту очень важно уметь быть в диалоге осознанным, аутентичным, включенным, живым и преданным процессу. Осознанное внимание к своим процессам дает возможность не сливаться с опытом клиента, делиться разностями. Тогда встреча на границе – контакта будет честной и способствовать отделению и росту клиента.  

Феноменологический метод также отличается тем, что он направлен на пребывание в «здесь – и – сейчас» опыте клиента, помогая ему фокусироваться на переживаниях, которые происходят в настоящий момент, без «уплываний» в прошлое или будущее. Таким образом, реализуется Парадоксальная теория изменений Арнольда Бейссера гласящая о том, что изменения в личности происходят не благодаря старанию быть кем – то, а в результате отказа от стремления стать тем, кем человек не является.  Я хочу отметить, что совсем отрицать прошлое или не заглядывать в будущее невозможно, поскольку это тоже составные части личностных конструктов и важная информация, которая помогает связывать опыт, отстраивая логически непротиворечивую историю. Смею предположить, что для некоторых клиентов изначальное переживание «там - и - тогда» в насущном контакте может стать важной подготовкой к умению пребывать в «здесь – и – сейчас». Тем не менее, мы те, кто мы есть в настоящий момент и стратегически верным для феноменологического терапевта будет уметь остановиться и побыть в этой точке. И грамотно пригласить в этот опыт клиента.  

Ф. Джойс и Ш.Силлс выделяли такую особенность феноменологического вопрошания как уравнивание. Она гласит о том, что все происходящее имеет одинаковую значимость. Терапевт не должен предполагать никакой иерархии в том, что видит. Слова могут иметь ровно то же самое значение, что и движения. Эту особенность можно вывести из принципов теории поля, открытых Малькольмом Парлеттом и пронизывающих всю суть феноменологического подхода. Поле – это некая единая система, в которой все элементы взаимосвязаны. Феноменологическое поле человека – это то уникальное видение, ощущение и чувствование, доступное ему в настоящий момент.  Принципы теории поля Малькольма Парлетта гласят:  

         1. Принцип организации. Поле структурирует само себя, и все элементы в нем взаимосвязаны. 

         2. Принцип одновременности. Прошлое и будущее формируют насущный опыт человека. Я уже раскрывала этот пункт более подробно выше, описывая важность пребывания в  «здесь –и сейчас». 

         3. Принцип уникальности. Каждое событие и явление имеет свой уникальный смысл для человека.  

         4. Принцип изменяющегося процесса. Поле переменчиво. Оно непрерывно меняется и перестраивается. Индивидуум должен уметь гибко реагировать на изменения поля и творчески приспосабливаться к новым условиям. В этом ему помогает тонко настроенная организмическая саморегуляция - способность выделять возникающую потребность и удовлетворять ее здоровым способом.  

          5. Принцип возможной значимости. Или уравнивание, о котором пишут Ф. Джойс и Ш. Силлс чуть выше. 

Морис Мерло –Понти написал свою «Феноменологию восприятия», в которой была показана конституирующая роль телесности. Он пересматривает ключевые аспекты феноменологического метода, в частности идею феноменологической редукции Эдмонда Гуссерля. Морис считает феномен слишком оторванным от реальности и называет исходной точкой связи человека с миром и точкой порождения смыслов восприятие, которое называет «фундаментальным способом нашего отношения к бытию». Восприятие, по его мнению, невозможно без телесности, поэтому именно тело человека является «точкой сборки» единства человека и мира. Сознание укоренено в телесности. Таким образом, еще одной особенностью феноменологического подхода можно обозначить внимание к телу, как к важному источнику информации. Недаром, существует изречение: «Тело не врет», а опора на телесные ощущения может стать самой важной и правдивой в условиях противоречивых коммуникаций.  

Последнюю особенность выделяют Ф. Джойс и Ш. Силлс – это активное любопытство. Они обозначают, что, хотя формально любопытство и не является частью феноменологического метода, оно важно. Мне тоже этот пункт кажется необходимым, и я вношу его. Любопытство позволяет быть заинтересованным в том, как раскрашено внутреннее мироустройство другого человека и подталкивает на задавание вопросов. Опять же, важны форма и подача вопросов, дабы не превратить консультацию в допрос с пристрастием и поиском изъянов и проблем.  

Все вышеперечисленное может поспособствать самому главному – повышению осознанности клиента в зоне сложного опыта, сохраняя и развивая его самобытность.    

Выводы: 

  1. Феноменологическое направление очень богато, разнообразно, наполнено разными идеями и концептами, но основная мысль, пронизывающая все это многообразие – преодоление оппозиции субъекта и объекта для того, чтобы произошла встреча двух уникальных миров. 

  1. Основные особенности феноменологического подходао которых следует помнить психологу, выбравшему его в качестве стиля в работе, это: 

- описательность; 

- умение «выносить за скобки» свои суждения и убеждения; 

процессуальность, а не причинность; 

- приверженность диалогу; 

здесь- и – сейчас» присутствие; 

- уравнивание всего происходящего, как равнозначного; 

- внимание к телесности; 

- любопытство.  

3. Основные понятия: феномен, феноменологическая редукция, эйдетическая редукция, поле, феноменологическое поле, диалог. 

Список литературы и источников: 

  1. Джойс Ф., Силлс Ш. Гештальт – терапия шаг за шагом. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.  

  1. Булюбаш И.Д., Пугач Н. В. Руководство по обучению гештальт – терапевтов. – Самара: Издательский Дом «Бахрах –М», 2019. – 416 с. 

  1. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. – М.: ИОИ, 2017. – 320 с.  

  1. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт – терапии. – Издательство института прихотерапии, 2011.  

  1. Бейссер А., Парадоксальная теория изменений. Пер. А. Гронского