20.03.2020

Рябинина А.Ю. «История развития метода и его место в мировой и отечественной психотерапии»

                                                                                                    ВЫПОЛНИЛА:

                                                                                                    Рябинина Алена Юрьевна 

 

Санкт-Петербург

2020

 

                                               Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело

                                               Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям

                                               И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям

                                               Ты – это ты, а  я – это я.

                                               И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

                                               Если нет, то ничего не поделаешь.

                                                                                                  (Фредерик Перлз «Молитва гештальт-терапевта» 1969)

 

 

Гештальт-терапия - это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутри личностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миров, в том числе с окружающими людьми.

Гештальт-терапия – это также один из современных и популярных методов психотерапии, берущий свое начало в середине прошлого столетия и неразрывно связанный с именем его отца-основателя Фредерика Перлза. Проследив основные вехи его биографии, мы можем установить последовательность и историю трансформации его идей в, получивший мировую известность и широкое применение,  гештальт-подход.

Итак, Фредерик Соломон Перлз (или Фриц Перлз, как позже он себя называл) родился 8 июля 1893 года в Берлине, в мелкобуржуазной еврейской семье. С детства сталкиваясь с проблемами в родительской семье, он рос свободолюбивым ребенком, способным открыто заявлять о себе, отстаивая право на «собственную правду». В 13 лет его выгнали из школы, которую, однако, он впоследствии благополучно закончил и продолжил свое образование на медицинском факультете Фрейбургского, а затем Берлинского университета.

После Первой мировой войны, во время которой Перлз служил военным врачом, он возвращается в Берлинский университет. Там он заканчивает диссертацию и специализируется в нейропсихиатрии. В 1921 году он получает степень доктора медицины. Примерно в то же время он вступает в Берлинское Богемское общество,  где начинают формироваться философские идеи, которые впоследствии будут развиты в основы гештальт-терапии.

В 1925 году Перлз всерьез заинтересовался психоанализом. Его первым психоаналитиком стала Карен Хорни. По ее совету он переезжает во Франкфурт. Там Перлз знакомиться с Куртом Гольдштейном, неврологом и психиатром, который, опираясь на работы по гештальтпсихологии, занимается исследованием нарушений восприятия при челюстно-лицевых ранениях. Благодаря этому сотрудничеству Перлз приходит к идее о том, что человеческий организм важно рассматривать, прежде всего, как целое, а не конгломерат отдельно функционирующих органов. Холистический подход , с его акцентами на интра- и интероргазмической целостности станет позже одним из базовых в теории Гештальта.

В 1930 году Перлз женится на Лоре Познер, которая позже внесет огромный вклад в возникновение и развитие гештальт-терапии, занимаясь разработкой ее теоретических оснований.

К тому времени Перлз прошел уже несколько психоанализов. По совету Карен Хорни, его очередным психоаналитиком становится Вильгельм Райх. На тот момент Райх практикует активно, не опасается тактильных контактов со своими пациентами, помогая им осознать напряжения и мышечные зажимы.

Впоследствии Перлз разовьет отдельные райхианские принципы. Он признает справедливость идеи Райха о «телесном панцире» как одном из физических проявлений психологических защит. Тело, «изгнанное на кушетку» в ортодоксальном психоанализе, обретет в гештальте свое полноправие, а развитое далее Перлзом положение о единстве тела и психики (физического и ментального) станет здесь одним из основных.

В 1933 году, после прихода Гитлера к власти, Перлз прерывает занятия психоанализом у Райха. Вместе с Лорой и дочерью Ренатой он бежит в Голландию, затем в Южную Африку, где в 1934 году основал Южно-Африканский институт психоанализа.

В 1936 году Перлз ненадолго возвращается в Европу.  Он намеревается выступить с докладом на международном психоаналитическом конгрессе, а самое главное — встретиться, наконец, с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Эта встреча состоялась, однако не принесла Перлзу ничего, кроме разочарования. Он вспоминает, что встреча длилась около четырех минут: Фрейд застыл в дверном проеме и даже не вышел в комнату, в которой находился гость. Короткий разговор ограничился несколькими общими фразами. Не было никакой возможности поговорить об идеях Фрейда, о чем Перлз мечтал годами. Возможно, эта неудачная встреча явилась той каплей, которая переполнила чашу разочарования в психоанализе. Перлз писал: «Мой разрыв с фрейдистами произошел несколькими годами позже... Я пытался сделать психоанализ духовным домом, религией. Позже пришло просветление: я должен принять всю ответственность за свое существование на себя». Тем не менее, Перлз всегда сохранял уважение к Фрейду как к великому ученому. Он подчеркивал: «Устарели лишь философия и техника Фрейда, а не его открытия».

Вернувшись в Южную Африку Перлз начинает работу над своей первой книгой «Эго, голод и агрессия», которая будет опубликована в 1942 году.  Написана она была совместно с женой, которая имела на Перлза большое влияние и принимала непосредственное участие в создании и развитии гештальт-терапии. Первая книга Перлза имела подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда». Пока еще это ревизия психоанализа, но не открытый разрыв с ним. Тем не менее, уже в этой книге вырисовывается центральная роль настоящего момента, значимость телесного статуса и непосредственного чувствования, целостный подход, ценность прямого контакта с другим, важность развития ответственности клиента. Все эти зерна прорастут в дальнейшем  в теоретические постулаты гештальт-терапии. В Америке в 1966 году она была переиздана с новым подзаголовком «Начало гештальт-терапии».

После Второй мировой войны Перлз отваживается расстаться с налаженным бытом, положением, клиентурой, семьей и отправляется в неизвестное. А если точнее, он эмигрирует в Соединенные Штаты в 1946 году, в возрасте 53 лет. В Нью-Йорке Перл ведет богемную жизнь в среде «левых интеллектуалов», вместе с тем много работает, ведет частную практику.

Спустя некоторое время в Нью-Йорк приезжает Лора (ставшая в США Лаурой), и по средам у них начинает собираться «Группа семерых». В нее, кроме Фрица и Лауры входят Пол Гудман (писатель-полемист, который структурировал разрозненные рукописи Перлза и навел на них теоретический лоск), Исадор Фром (философ-феноменолог, внесший вклад в создание гештальтистской теории Self), Пол Вейс (познакомивший Перлза с дзеном) и другие.

1951 год считается датой официального рождения Гештальта. В этом году Перлз опубликовывает фундаментальный труд «Гештальт-терапия» в соавторстве с Полом Гудманом (Паулем Гудманом) и Ральфом Хефферлином (Perls F., Hefferline R., Goodman P.,)  Однако книга, ставшая впоследствии библией гештальтистов, написана сложно и зачастую даже заумно. Правда, как утверждают, сам Перлз полностью написал только первую – более практическую – часть книги (некоторую редакторскую правку к ней сделает Р. Хефферлин), которая на русском языке выходила в разных переводах и под разными названиями уже несколько раз (Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудман П., 1993; Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин H., 1995; Перлз Ф., 2002). Вторая – теоретическая – часть книги в основном развита Полом Гудманом. На русском языке она вышла совсем недавно, почему-то на суперобложке с фамилиями и Перлза, и Гудмана, а далее, увы, ее основной автор непонятным образом исчезает (Перлз Ф., 2001). Так или иначе, книге выпадает мало успеха, и свою известность она обретет лишь 20 лет спустя, когда Исадор Фромм сделает к ней комментарии. Именно в этой книге было введено понятие контакта, описан цикл контакта и механизмы его прерывания, предложена теория «self».

Следующий, 1952 год – также важная веха в истории Гештальта. Это год основания первого института гештальт-терапии в Нью-Йорке. Данный институт, являясь старейшим в своей области, существует до сих пор. Затем в группе создателей гештальт-терапии произошел раскол, Фриц Перлз и Джим Симкин покинули Нью-Йорк. Фриц Перлз стал в основном работать с группами, считая, что индивидуальная психотерапия устарела. Нью-йоркская группа была с этим не согласна.

Через два года Перлз основывает новый институт в Кливленде (штат Огайо). Оба старейших института являются сейчас одними из самых известных в преподавании Гештальта, пользуясь заслуженной славой. Но это – сейчас, а в 1950-е годы их популярность едва ли можно назвать хоть сколько-нибудь значительной: студентов мало, новый метод с трудом завоевывает своих почитателей. Для презентации и распространения Гештальта Перлз предпринимает поездки по все Америке. Они не приносят серьезного успеха, и в 1956 году Перлз в отчаянии уезжает в Майями.

Он устал. Устал от сердечных болей, устал и отдалился от жены, устал «проповедовать в пустыне». Фриц снимает маленькую квартиру, где живет один, принимая лишь нескольких клиентов.

Но жизнь снова улыбнулась Перлзу. Между ним и Марти Фром, которая моложе его более чем на 30 лет, вспыхивает всепоглощающая взаимная любовь. Они оказались очень нужны друг другу – Фриц, переживающий экзистенциальный кризис, и близкая к самоубийству Марти, подавленная и разочаровавшаяся в замужестве, имеющая двоих детей, контакт с которыми утрачен.

Два года страсти, два года счастья, пока Марти не откажется от предложения Перлза выйти за него замуж и…. не уйдет к другому.

В своем объемной автобиографической книге «Внутри и вне мусорного ведра», наговоренной на магнитофонную ленту, словно на одном дыхании всего за три месяца, Перлз много раз называет себя цыганом. Вот и теперь, после расставания с Марти, он снова начинает бродячую жизнь, переезжая из одного места в другое, выступая с лекциями и демонстрационными терапевтическими сессиями в разных городах Соединенных Штатов. Более того, он отправляется на полтора года в кругосветное путешествие. Останавливается на некоторое время в маленьком поселке художников-битников в Израиле, восхищаясь их анархическим образом жизни, во многом близким ему самому. Здесь он пишет акварелью и маслом, вновь берет уроки живописи, как когда-то после переезда в США.

Затем он перебирается в Японию. В Токио Перлз, вместе с еще одним американским психологом становятся первыми учениками-европейцами мастера дзен Росши Ишигуру. Два европейца, одному из которых семьдесят (это, конечно, Фриц), плюс восемь японских юношей составили класс. Был обещан мгновенный дзен, сатори за неделю, который так и не случился…

Далее был переезд в Киото. Здесь, около двух месяцев Перлз провел в замке Дактокио, по сути монастыре дзен. Вскоре студенты, претендующие стать монахами-дзен, не без помощи Фрица, начинают интересоваться гештальт-терапией. Он же, так и не обретя сатори, возвращается в США.

В 1964 году Перлз начинает работать в Институте Исалена, в Биг-Суре (штат Калифорния). Он организовал гештальт-семинары, на которые обычно приходят всего несколько участников. Звездный час Перлза пробьет позже. А пока на него опять навалилась невероятная усталость, у него снова болит сердце, спина согнута, и он чувствует себя абсолютно немощным.

И вновь жизнь преподносит ему подарок, позволивший еще раз восстановить силу тела и духа. Физиотерапевт Ида Рольф занимается с ним остеопатией и делает ему курс массажа по глубинной структурной интеграции (рольфинг). Перлз обретает новую молодость.

Поистине поворотными в судьбе Перлза стали события 1968 года. Начинается движение американских студентов с их требованиями различных свобод, желанием благополучия и богатства не только в кошельке и голове, но также в сердце, стремлением быть, а не иметь, рвущихся обрести новый смысл жизни…  Вот теперь время Перлза наконец пришло!

Журнал «Лайф» помещает на первой странице его большой портрет. Под мудрой и ироничной физиономией немолодого бородатого американца примерно такая подпись: «Вот Папа Римский новой эпохи. То, что студенты говорят сейчас, он говорил еще 20 лет назад».

В журнале рассказывается о поисках Перлзом аутентичной жизни, представляются его идеи, столь созвучные молодежному движению, охватившему всю Америку и перекинувшемуся в Европу и даже в Японию. Перлз действительно представлен как мессия нового времени. Кто в этом случае «старый мессия»? Конечно же, З. Фрейд и порожденная им эпоха психоанализа, с их погружением в мир чарующей, но запретной сексуальности, добропорядочной деятельности в белом воротничке и мышления как едва ли не высшей человеческой ценности. Но молодежь устала от мыслей и ограничений, она желала Жить. И тут идеи Перлза пришлись как нельзя кстати. Он покорял своим жизнелюбием, внешней раскованностью, презрением к общепризнанным стандартам, доходящим до эпатажа, и захватывающими хепенингами, полными интуиции, страсти и действия, в которые выливались его демонстрационные сеансы. Это был мудрец, учитель, шут и борец в одном лице. И одним из его основных лозунгов была борьба с излишней интеллектуализацией других психотерапевтических направлений, в частности психоанализа.

Идеи Перлза оказались чрезвычайно органичны действительности конца 1960 гг. и востребованы. Так, поистине в одночасье, он становится знаменит, а его гештальт-терапия востребована. Теперь на семинары Перлза записываются сотни желающих. Его хотят слушать, участники спорят за право поработать с Маэстро хотя бы несколько минут. Некоторые предпринимают длительное путешествие, чтобы попасть в Исален. Это – настоящее паломничество! Не случайно, что сейчас Исален окрестили «меккой гуманистической психологии».

Это был ошеломляющий успех! Свои уик-эндовские семинары Перлз проводил с непрофессионалами, допуская на них всего  70-80 человек, что много меньше чем число записавшихся. Сам он называет эти уик-энды «цирком». Действительно, его показательные терапевтические сессии порой напоминают захватывающие мистерии или колдовские исцеления в духе шаманизма. Все это способствует росту известности нового метода.

В 1969 году на основе некоторых аудиозаписей с семинаров тех времен, с их минимальным редактированием и добавлением комментариев Перлза выйдет его книга «Гештальт-терапия дословно». Именно в ней можно прочесть озвученную выше знаменитую перлзовскую молитву гештальтиста. В российском издании 1999 года книга имеет другое название – «Гештальт-семинары» (Перлз Ф., 1998)

Многие крупные специалисты едут посмотреть на работу Перлза. Его идеи вдохновляют! Казалось бы, пришло время собирать камни. Но Перлз есть Перлз. Его опять манит новизна с ее неопределенностью и таинством. Когда-то он перешел от индивидуального Гештальта к Гештальту в группе, теперь он мечтает воплотить Гештальт в повседневную жизнь (а может быть, еще точнее – сделать его образом жизни). В 1969 году он покупает старый рыбацкий мотель на Ванкувер-Айленде (остров Ванкувер) , что на озере Ковишен в Британской Колумбии на западе Канады. Там он основывает гештальт-киббуц, общину, где можно будет «жить в Гештальте 24 часа в сутки», и устраивается там вместе с некоторыми учениками. Возможно, именно здесь Перлз впервые почувствовал себя спокойно.

К сожалению, жизнь в славе, пронизанная ощущением счастья, оказалась очень не долгой. После путешествия по Европе Перлз умирает в Чикаго от сердечного приступа на 77-ом году жизни. Умирает на четвертый день в госпитале, куда его доставляют практически с трапа самолета. Последние слова Перлза удивительно ясно раскрывают его личность. Он, с множеством подведенных к нему трубочек, внезапно пробует подняться с больничной койки. Когда медсестра восклицает: «Доктор Перлз, вы не должны вставать с постели», он впадает в гнев: «Я запрещаю вам говорить мне, что я должен делать!» А потом умирает 14 марта 1970 года.

Жизнь его была полна взлетов и падений, разочарований и надежд. И поиски его были не напрасны. Настоящий крупный психолог редко бывает чьим-либо верным последователем. Самый яркий след в истории психологической мысли оставили те ученые, которые, критически переосмыслив традиционные представления, сумели выйти за привычные рамки и сказать собственное слово не только в дополнение, но порою и в противовес мнению авторитетов. К Фрицу Перлзу это относится в высшей степени.

Незадолго до смерти он работал над двумя книгами — «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии». Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году.

После смерти Перлза можно проследить следующие важные процессы в продвижении гештальт-терапии: Одни последователи Перлза, следуя моде, обращались к другим методам психотерапии. Другие, приняв свое незнание теоретических и клинических основ гештальт-терапии за их отсутствие, восполнили этот недостаток, приняв теоретические положения, которые, как им казалось, имели какое-то сходство с практикой Перлза последнего периода. В частности, некоторые гештальтисты, сохранив гештальтисткую методологию и технологию, обратились к психоаналитической теории, чаще всего к англосаксонским течениям — к анализу объектных отношений или интерперсональной теории. Некоторые восполняли свою несостоятельность, аккумулируя и комбинируя различные техники, как будто введение биоэнергетических и психодраматических методик, работа в бассейне, массаж или другие приемы позволяют заместить недостающий «позвоночник» адекватной метапсихологии. Наконец, кое-кто вновь обратился к забытым источникам — к фундаментальным текстам и преподавателям-практикам, которые не прекращали на них опираться, развивая подход. Таким образом, Лора Перлз, Изидор Фром и другие члены группы, основавшей гештальт-терапию, вышли из тени, в которой их оставило калифорнийское солнце Перлза, и дали возможность большой части сообщества гештальтистов вновь обрести смысл этого подхода, со всей его радикальностью и творческой энергией, в теории «self», намеченной Перлзом и Гудменом в 1951 году. Следует отметить, что Фриц и Лаура Перлз открыли для нас  корни Гештальт-терапии. Поль Гудман внес обширное систематическое обоснование. Изадор Фром заслужил признание путем систематического развития Гештальт терапии применительно к клинической практике.

Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Ирвин и Мариам Польстеры (авторы «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики»), Джозеф Зинкер, Джон Энрайт (автор книги «Гештальт, ведущий к просветлению»), Серж Гингер (автор и соавтор двадцати книг по гештальту) и другие.

Говоря в общем, гештальт-терапия развилась в Соединенных Штатах в стиле West Coast (сильно ориентированом на гуманистическую психологию) и в стиле East Coast (с сильной клинической ориентацией). Влияние движения групповой динамики изменили раннюю форму гештальт-терапии, как индивидуальной терапии или индивидуальной терапии в группе. Гештальт-терапия вернулась в Европу в 1960 году при помощи «пионеров» из Штатов и студентов самых ранних гештальт-терапевтов.  

Наиболее организованным гештальт-институтом с самой устойчивой системой в США является Кливлендский. В США существует несколько Гештальт-институтов, иногда даже в одном городе существуют два или больше, как в Лос-Анджелесе: старый (Гарри Йонтефа) - Gestalt Therapy Institute of Los-Angeles (ГТИЛА) - и новый - Gestalt A Therapy of Los-Angeles (ГАТЛА) Боба Резника.

Существуют международные организации гештальт-терапевтов: американская Association of Advansementin Gestalt Therapy (AAGT), International Gestalt Therapy Assotiation (IGTA), Gestalt Research Consortium (GRC), Международный центр исследований в области гештальта Gestalt International Study Center, Международное Общество Гештальт-теории и ее применения The International Society for Gestalt Theory and its Applications, Европейская Ассоциация Гештальт Терапии (EAGT), Федерация организаций, занимающихся образованием в области Гештальттерапии (FORGE).

Сегодня гештальт-терапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, т.к. здесь она смогла найти множество культурных корней. Здесь наблюдается как прямой рост (увеличение числа и компетентности практиков, а также пациентов, которые находят новые пути своего личностного роста), так и косвенный, т.к. происходит постепенная ассимиляция другими современными направлениями психотерапии множества понятий, выработанных гештальт-терапией. Все больше психологов, преподавателей, врачей используют элементы гештальт-терапии в своей работе.

В конце 80-х, начале 90-х годов наша страна переживала бум интереса к западной психотерапии. Гештальт-терапии была в их числе. Страну посетили с обучающими семинарами отцы-основатели различных  методов и  направлений психотерапии (К.Роджерс, К.Витакер, Б.Эриксон, Р.Бендлер, З.Морено, Н.Пезешкиан, Ф.Фарелли). Тогда же были созданы первые частные организации по обучению отдельным методам психотерапии – Национальная Федерация психоанализа, Восточно-Европейский институт психоанализа, Московский и Санкт-Петербургский центры гештальта.

На сегодняшний день гештальт-терапия в качестве самостоятельного метода входит в пятерку самых популярных методов психотерапии как в нашей стране, так и мире в целом.  Вне клинического, спектр применения гештальт-терапии очень разнообразен - проблемно-ориентированное консультирование, консультирование организаций, групповая терапия, терапия пар и семей.