20.03.2020

Реферат Ирины Шляйферт. Техники работы с механизмами прерывания контакта( дефлексия, профлексия, девалидизация)

Техники работы с дефлексиейпрофлексией и девалидизацией. 

Как известно, понятие контакта   является одним  из ключевых в гештальт-терапии.  Контакт- форма взаимодействия, взаимофункционирования  организма с окружающей средой, процесс соприкосновения с другим , отличным от меня . Контакт предполагает полное проживание актуальной ситуации  «здесь и сейчас» при осознавании  взаимодействия и  различий  себя и окружающей среды. Контакт является творческим приспособлением к окружающей среде и ее изменениям , проблемы начинаются тогда, когда в контакте перестают удовлетворяться потребности организма ,в результате стереотипного поведения (вчера полезная привычка, завтра сопротивление, послезавтра болезнь).  При этом если терапевт находится в контакте с клиентом, опирается на принципы  теории поля и феноменологические методы он  может обходиться вообще без специальных техник, так как основным инструментом гештальт-терапии является активное слушание, во время которого терапевт предоставляет клиенту возможность полностью развернуть переживание. 

Однако существуют и техники, помогающие клиенту осознать где и как его творческое приспособление перестало быть таковым, человек перестал осознавать и удовлетворять важные для него потребности, используя механизмы прерывания контакта. 

Механизмы прерывания контакта как механизмы психологической защиты- это реакция на взаимоотношения с окружающей средой. Проблемы возникают, когда эти механизмы становятся невротическими и возникает фиксация, теряется осознование. 

К. Наранхо в своей книге  «Отношение и практика атеоретического эмпиризма «разделил техники гештальт-терапии на три основные группы: 

-Супрессивные (сдерживающие)  техники - их задача фрустрация избегания чувственного опыта и содействие в уходе от интеллектуализации к проживанию чувственного опыта. К ним относятся 

*отказ от повествовательности высказываний («эбаутизма») 

* конкретизация высказываний( кому говоришь, о чем говоришь, от первого лица, в настоящем времени) 

*отказ от интерпретации поведения 

*фокусирование на настоящем моменте и на переживаемых ощущениях в теле 

*перевод вопросов в утверждения. 

кспрессивные (раскрывающие)  техники-направлены на развитие осознанности за счет повышения способности к интенсивному вниманию или осознанному преувеличенному выражению: 

*инициализация действий – простое побуждение, побудь, стань (Йонтеф Г.) 

ыявление и передача эмоционального содержания («сделай это с моей рукой») 

*преувеличение и развитие действий (амплификация)«усиливайте постукивание рукой. Что Вы чувствуете?» 

ербализация невербальной экспрессии: мычалки и бормоталки  

онолог ощущения – станьте своим страхом или скажите что-то от своей тоски 

*перевод фигуры из одной модальности в другую- визуализация ощущения, пантомимическое выражение зрительного образа т.п. «Покажите, как вы это себе представляете или на что похоже ваше ощущение». 

дентификация и исполнение роли: «стань соей мамой и скажи от её имени!» 

ехники интеграции- способствуют присвоению, отчужденных вследствие интрапсихического конфликта частей личности: 

*ассимиляция проекций – смена оно он, она) на я 

*отождествление с симптомом 

*выявление и присвоение интроектов 

*опровержение интроектов, моделирование когнитивного и эмоционального опровержения 

При этом каждая техника нацелена на определенный механизм прерывания контакта. Существуют следующие механизмы-конфлюенция 1-го и 2-го  рода(слияние),  интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия,  профлексия, эготизм, девалидизация(обесценивание). В этой работе я рассмотрю три механизма дефлексиюпрофлексию и  девалидизацию) и техники работы с ними. 

Дефлексия-уклонение от прямого контакта и перенесение переживаний в умственную зону (мысли, фантазии и т.д.). Человек совершает действия, связанные с удовлетворением потребности, но либо в отношении более безопасного объекта, либо обходными путями. Это часто результат отсутствия безопасного контакта в прошлом. « Терапевт может обнаружить в ходе сессии, что тема беседы все время меняется и что он не понимает и не помнит, как они с клиентом оказались в другой теме.» (Булюбаш, стр. 165). Дефлексия приводит к тому, что переход к фазе момбилизации становится невозможным и неполным( Булюбаш  И. Д.,2011). 

Часто дефлексивные клиенты не отвечают на заданный вопрос, а в контрпереносе у терапевта возникает переживание «транса», тумана или раздражения. 

Платой за дефлексию является скука, вялость, отсутствие энергии потому, что удовлетворяется не та потребность. И в конечном итоге дефлексия приводит к потерям. 

Однако существует и здоровое применение дефлексии-это способ снятия напряжения контакта, например, при дипломатических переговорах или просто острых конфликтных ситуациях. 

При работе с дефлексией используются техники: 

1. Супрессивные: 

- Отказ от повествовательности, повествовательность не дает возможности произойти истинному контакту, получить новый опыт и принять личную ответственность. С повествовательностью конфронтируют путем задавания вопросов: «что мешает вам сказать об этом прямо?»,  «чего избегаешь сейчас, « как избегаешь?». 

- Конкретизация высказываний-  абстрактные высказывания позволяют снизить остроту переживаний и создают иллюзию безопасности, но зачастую это приводит к непониманию и разочарованию. Поэтому в гештальте  часто просят о конкретной ситуации, адресовать слова конкретному человеку. 

- Перевод вопросов в утверждение – вместо вопросов «не кажется ли вам, что?», в высказывание «я считаю что». Иногда применяют прямые предписания: вместо расспросов- скажи прямо.  

 

 

2.Отслеживание траектории фигуры (с чего клиент начал, к чему перешел и как это связано между собой( челночная техника)) 

3.Отслеживание точек перехода от темы к теме, фокусировка на них проясняем чего  клиент избегал при переходе) 

4. Конфронтация со сменой тем и вышучиванием. 

 

Важные вопросы при работе с дефлексией: чего избегаешь ?, как избегаешь? что чувствуешь перед темак сменить тему? 

Профлексия. 

Я делаю другому, то что хочу получить от него сам. Механизм характерен для депрессивных  и созависимых личностей, а также для людей помогающих профессий человек привык испытывать нужду и идет помогать другим). Яркий пример профлексии поговорка «относись к другим так , как хочешь, чтобы они относились к тебе. Часто профлексия  проявляется в близких  и терапевтических отношениях, когда хочется внимания и заботы человек не просит об этом прямо, а начинает сам проявляться таким образом по отношению к партнеру или терапевту, бессознательно надеясь, что он ответит тем же. 

В детско-родительских отношениях тоже очень много проявлений  профлексии, начиная с желания накормить или теплее одеть маленького ребенка и заканчивая обидами мам взрослых детей, старающихся получить внимание в ответ на зачастую неуместную заботу. 

Поскольку профлексия  является комбинированной формой проекции и ретрофлексии, то и формы работы с ней будут такими же как и с вышеупомянутыми прерываниями контакта. 

1. Отказ от интерпретации, путем замены «ты-высказывания» на «я-высказывание», которые способствуют принятию точке зрения другого и переоценки собственного поведения. 

2. Направленное фантазирование 

3.«Досматривание» снов и кошмаров 

4.Проигрывание роли проецируемого объекта 

5.Экспрессивные техники: 

 

- техника реверса « тяни-толкай»-преувеличение сопротивления в работе с ретрофлексией. Застывшее в теле напряжение- это возбуждение, которое было направленно на внешний обьект ,но затем сдержанно и направленно на самого себя. Клиенту важно осознать, что именно он сдерживает и как он это делает. Например, с помощью усиления напряжения в теле.  

-передача во вне (сделай мне то, что делаешь с собой) 

-эксперементы с прямой экспрессией( « вырази, сделай, скажи») 

Важное значение имеет обращение профлексии  (позаботься о себе, сделай сначала для себя, маску сначала на себя, потом на ребенка). 

Вопросы при работе с профлексией : как узнаешь об этом? что случится если? что останавливает? как останавливаешься? 

Девалидизация – обесценивание, снижение значимости. Это трудность в ассимиляции опыта на фазе постконтакта. Механизм характерен для пациентов с истерическими нарциссическими расстройствами. « Человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них». Может проявляться в форме игнорирования очевидных событий, в самоиронии и самовысмеивании, забывании очевидно значимых переживаний в жизни и в сеансе. Особенно ярко проявляется, когда человеку приходится присваивать результат тяжелых и неприятных для него ситуаций. Люди неосознанно уменьшают субьективную значимость( пострашнее бывает, это не так важно, это все ерунда) 

Девалидизация часто сочетается с дефлексией, в сессии клиент не обесценивает прямо (как-то времени стало не хватать на терапию, пробки большие, добираться стало неудобно). В контрпереносе у терапевта появляется нарциссическая  тревога, ощущение собственной малозначимости, сомнения в профессии. 

Техники работы с девалидизацией включают в себя: 

1.Признание значимости (это привносит новое дыхание в терапию) 

-обнаруживаем девалидизирующее послание 

-переводим на сознательный уровень и обнаруживаем личностный смысл пассивной агрессии (вы всегда опаздываете, может не нужно сюда ходить) 

-амплифицируем ( предлагаем обесценивать осознанно и ответственно ) 

2.Выявление и конфронтация обесценивающих интроектов(когда мы проговариваем обесценивающий интроект и выводим во вне у клиента появляется иммунитет против собственного обесценивания). 

3.Движение « мышиными шагами» ( терапевт акцентирует внимание на ассимиляции каждого отрезка опыта-то, чем мы сейчас занимаемся это важночто было важного в сессии?) 

4.Подведение итогов и финализация  постконтакта( в чем важность и новизна сегодняшней сессии?) 

Таким образом, мы видим, что в гештальт-терапии  существует достаточно большое количество техник, но все они будут неэффективны, если не учитывать конкретную ситуацию, личностные особенности клиента и важность хорошего контакта  между терапевтом и клиентом. 

Список литературы: 

Лебедева Н., Иванова Е., Путешествие в Гештальт: теория и практика. СПб, «Речь» 2004 

Третьяк Л., Федоров А., Техника современной гештальт- терапии. СПб 2019 

Булюбаш И., Руководство по гештальт  ерапии. М 2004