19.03.2020

Структура сеанса в гештальт терапии, противопоказания к применению. Реферат участницы программы Татьяны Борисовой

Терапевтический сеанс- исследование процесса формирования и разрушения гештальтов потребностей в условиях, «я и ты», «здесь и как». В среднем сессия с клиентом занимает около 50ти минут. Структуру сессии можно выделить согласно циклу контакта, где начало процесса (преконтакт), когда потребность в изменениях, как правило, не осознается клиентом особенно ясно, скорее присутствует смутное, «со мной что-то не так», определенного рода страдание или обобщенное желание перемен, не подкрепленное осознанием актуального состояния. Роль терапевта клиент также представляет себе достаточно смутно- в представлении о терапевте значительную роль играют переносные процессы. 

Данная стадия предполагает выслушивание клиента (следование за актуальным опытом): присоединение, возвращение слов, амплификация (усиление) спонтанных проявлений клиента, отмечаем феноменологические проявления клиента, фокусировка фигуры, проработка фона, отзеркаливаниепереформулирование, возвращение траектории фигуры. Уровни присутствия на первой стадии это: формальное присутствие, поддержание отношений, стандартное общение. Процессы клиента на первом этапе: понимание и признание своей ситуации (в ее телесных эмоциональных и когнитивных аспектах), ответственное присвоение своей заботы, принятие решения о выборе терапевта, готовности уделить терапии адекватное время и несении материальных расходов. Наше внимание обращено за энергией клиента (для терапевта важно проводит внутренний процесс анализ, который позволяет уточнять та ли фигура разбирается, не вносит ли терапевт некую свою фигуру, процесс анализ заключается в мысленном ответе на вопрос: в чем заключается фигура клиента в сессии, опираясь на признаки фигуры, например такие как, часто повторяющаяся тематика, уровень энергии и возбуждения, ответить «для себя»: какая потребность или группа потребностей лежит за фигурой клиента. Определив вид прерывания также можно уточнить на какой стадии цикла происходит контакт. Терапевту необходимо держать фокус на том, из какой гипотезы он проводит интервенции в виде уточняющих вопросов, экспериментовиспользует различные техники). 

Следующий этап- контактирование предполагает выделение и удержание фигуры, формулировка запроса, выделение процесса «там и тогда» (как то, что происходит с клиентом эмоционально схоже с обстоятельствами фигуры. Челночное движение «здесь и сейчас» (мы движемся от заявки-сообщения о трудной актуальной ситуации и воспоминания о ней к ее визуализации или драматизации. Затем переходим к телесным и эмоциональным переживаниям при ее «проживании, к тому, как организованы блокировки осознания и экспрессии. В чем состоит повторяющийся паттерн поведения, приводящий к блокировке контакта? Какая потребность, в результате этого срыва остается неудовлетворенной, заставляя искать поддержки во внешней среде? Мы исследуем, как устроен, когда и ради чего  создан механизм этой привычки, какое значение она имеет в ситуации нынешнего окружения. Ради удовлетворения какой потребности этот срыв удерживается? Если клиент готов хотя бы отчасти отказаться от этого «привычного зла»-снова делаем челнок в прошлое- искать способ завершить незаконченную ситуацию. И опять «выныриваем» в настоящее- каково состояние, переживания, планы? В стадии контактирования возможно провести эксперимент (экспериментирование с процессом здесь и сейчас). 

Постконтакт заключается в ассимиляции и присвоении итогов сессии («что ты вынес/вынесла с сегодняшней сессии?»), они должны выйти за пределы кабинета, пройти проверку на реалистичность в жизни, стать если не новой привычкой, то, по крайней мере работающим навыком. Эмоциональный накал, связанный с влиянием личных изменений на окружение, находит выход в отреагировании Уровни присутствия на данном этапе: критические отношения, стандартные отношения. Процессы клиента: примерка новых решений к жизни и их адаптация к реальности, приобретение дополнительных стратегий (расширение поведенческого репертуара), позволяющий удовлетворить актуальные потребности и поддерживать удовлетворительный организмический баланс в среде, осознание и отреагирование изменений, присвоение более партнерских отношений с терапевтом, прощание. Действие терапевта в стадии постконтакта это расспрашивание и выслушивание по поводу изменений в жизни и состоянийобратная связь клиенту по поводу своих чувств, связанных с клиентом, расставанием. Предупреждение обо окончание сессии за 3-5 минут нужно для того, чтобы у клиента было больше возможности пройти процесс ассимиляции. 

Важными пунктами в сессии являются: слушать и слышать клиента, когда клиент говорит, спрашивать его в чем его сложность (фокусировка фигуры) и чего он хочет; прояснение запроса, составление контракта. Обязательно помнить о парадоксальной теории изменений: организмическая саморегуляция – обращение внимания на физиологические процессы. Говорить о сложностях. Повышать осознанность клиента. Отмечать как система клиента принимает участие в сознании сложного опыта. Процесс гораздо важнее, чем контекст. Переводить сложность клиента в глагольную форму. Не игнорировать своих собственных переживаний, собственных сложностей.  

Следует заметить, что фазы цикла не обособленны друг от друга, а скорее плавно переходят одна в другую, иногда возвращаясь назад. Таким образом, когда мы говорим о структуре сессии, то речь скорее о динамике терапии, нежели о плавной кривой.  

Показанием к гештальт-терапии является востребованность со стороны клиента в психотерапии, его готовность изменить что-то в своей жизни и (или) в своем состоянии, его способность принятия на себя личной ответственности за свое существование в этом мире. Необходимой является способность критически относиться к своему поведению. 

Противопоказана гештальт-терапия лицам с соматическими заболеваниями на стадии явных органических изменений внутренних органов. Проведение фрустрирующей терапии вызовет обострение органического процесса. Таким лицам показаны нефрустрирующие формы терапии. (Опытный гештальт-терапевт может позволить себе такую работу, контролируя степень фрустрации. Но здоровьем клиента лучше не рисковать). 

Абсолютным противопоказанием к проведению гештальт терапии являются острые психозы. Относительным противопоказанием: тяжелые эндогенные депрессии, высокий риск отреагирования при личностных расстройствах. Неэффективна гештальт-терапия у лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью 

Я считаю, что является необходимым условием в работе психотерапевта с клиникой, будь то и невротические расстройсnва, расстройства личности и т.д., это одновременное ведение с психиатром, для  разделения ответственности, который еще раз сможет оценить динамику, в нужный момент назначить медикаментозную терапию.  

В результате прохождения курса я получила важные знания особенностей работы  в клинике, которых мне в значительной степени не хватало до прохождения курса. Это позволило мне как с меньшей тревогой, опасениями брать в работу клиентов с определенными заболеваниями, так и структурировать огранить информацию полученную ранее. Важным пунктом вынесенным из курса также является обязательное заключение договора, я определила какие пункты договора, должны быть, для того, чтобы я чувствовала себя в большей безопасности и смогла более точно вносить ясность для клиента, что ему можно ожидать в работе со мной и кроме того договор помог мне избегать лишней ответственности, более четко развивая автономность клиента, что не удавалось ранее.  

Изменения, которые я могу отметить в работе, это увеличение количества клиентов. Большая осознанность меня в сессии. Я лучше отмечаю переносные и контр переносные реакции, что помогает мне не только в терапии, но также и в работе психиатра. Упражнение, основанное на работе зеркальных нейронов, проводимое на одной из групп помогло мне с большей уверенностью опираться на сои ощущения как в работе, таки замечать. Отмечать их в жизни, для более четкого «понимания своих хотелок». Я нашла свою проблемную зону в работе с клиентом, обращала меньше внимания на феноменологические проявления клиента, в настоящее время уделяю этому больше времени. Очень полезно было многообразие техник работы с основными механизмами прерывания контакта, которые мне с помощью лекции удалось структурировать у себя в голове и продуктивно использовать.  Важным осознанием было то, что симптом это то, что позволяет клиенту наилучшим образом приспосабливаться к ситуации и удовлетворять потребности в имеющихся условиях (поиск «выгод» симптома, что является достаточно, я считаю, продуктивным в терапии»).  

Для было удивительным, что при моей очень маленькой мотивации и желании брать в терапию зависимых, я тут прежде всего имею ввиду зависимых от ПАВ, данная тема откликнулась во мне большим интересом и я немного по другому взглянула на данную проблематику, начала  и на основной работе применять некоторые тактики общения с зависимыми и также вынесла много полезной информации по работе например с зависимыми отношениями. 

Я планирую применять знания в индивидуальной практике, ввиду того, что я отметила некую динамику взаимоотношений себя как врача с пациентами , то также и во врачебной практике. С помощью данного курса я определила для себя клиентов с которыми мне интересно работать. С симптомориентированными клиентами на первых встречах я уделяю больше внимания дифдиагностике, для отделения органических процессов.  

Моя зона ближайшего развития это продолжение изучения методов работе с клиникой, формулировка для себя наиболее эффективного и удобного для себя смешанного метода. Остается моим интересом работа с большими депрессивными расстройствами, определить для себя возможность работать с пограничными расстройствами. Возможность работать психотерапевтически с неорганическими нарушениями сна. Интерес есть в группой работе с клиникой, создавать и вести группы у клиентов с тревожными расстройствами, депрессивными