05.11.2016

Конспект семинара доктора Отто Кернберга

Краткий конспект лекции Отто Кернберга на семинаре «Нарциссические личностные расстройства», 5 ноября 2016 года

Полностью материалы будут представлены по адресу: http://karpovka19.ru/

Технические аспекты психоанализа и противоречия отдельных школ

Я начну с базовых определений  аналитических конструктов. Обычно в разных источниках по методологии психоанализа описывают интерпретацию, анализ характера, работу с мечтой, соматизацию, техническую нейтральность, отыгрывание вовне, анализ переноса и контрпереноса. В настоящее время выделились три основных психоаналитические течения, своего рода психоаналитический мейнстрим: классический психоанализ (фрейдисты, лаканисты, кляйнианцы), так называемые отношенческие подходы: в том числе сторонники интерсубъективизма, посткохутианцы, и отдельно стоящий современный французский  нелакановский психоанализ (базируюшийся на интеграции идей Кляйн, Винникотта и Лакана).

 Анализ осуществляется в Эго психологии с поверхности вглубь, от сознательного к бессознательному, от настоящего к прошлому. Современный психоанализ все более опирается на происходящее здесь и сейчас и непосредственно наблюдаемое в сессии, раньше же интерпретации носили более интеллектуализированный характер. Если раньше чаще говорили о конфронтации защит, то сейчас понимание смысла сопротивления становится  более важным. Интерпретация переноса является ведущей частью аналитической работы. И его важно интерпретировать с первых моментов. Перенос распространяется и включает другие отношения, в том числе и с другими людьми.

Бетти Джозеф говорила о необходимости интерпретации переноса и попыток сознательного  и бессознательного  влияния пациентов  на терапевта.

 Кляйнианцы обычно интерпретируют очень быстро, французский анализ делает это медленнее и реже. Чаще всего анализ переноса используется латиноамериканскими кляйнианцами. Важно быть очень бережными  в интерпретации переноса в старте терапии.Позиция технической нейтральности это не безразличие и холодность, а внимательная объективность. Анализ контрпереноса это наиболее мощное изменение со времен Фрейда. Фрейд понимал его изначально  как препятствие терапии. А сейчас это мощный инструмент  понимания пациента и его переносной динамики. Проективная идентификация  выступает как ведущий механизм, провоцирующий контрпереносные реакции.  Интенсивный эмоциональный опыт, продуцируемый проективной идентификацией, мощно влияет на переживания терапевта и сдерживание  реакции контрпереноса выступает как одна из техник контейнирования. А собственно материал контрпереноса подлежит последующему анализу и выступает в качестве инструмента понимания наиболее нарушенных пациентов.

Школа объектных отношений 

Интерпретация здесь и сейчас важнее чем опыт прошлого. Прошлое воспроизводится в настоящем. Именно в актуальных отношениях аналитика и пациента происходит ретравматизация и воспроизведение интернализованных объектных отношений. В школе объектных отношений принята конструктивистская концепция переноса и контрпереноса, согласно которой, анализ трансфера не исключает реального опыта отношений с аналитиком. Перенос и контрперенос, реакция на контрперенос, актуальный опыт сочетаются и создают уникальную интерсубъективную реальность.

Отношенческая школа рассматривает интерсубъективную психологию двух людей. Переживание контрпереноса становятся доступным обсуждению в отношениях  двух людей.Но для анализа контрпереноса необходима “психология трех людей”.  

Аналитик не может быть полностью технически нейтральным. Аналитик должен наблюдать за собой, признавать собственные ошибки, и может сообщать свой контрперенос в форме интерпретации. В ситуации с реальным клиентом, помимо конфликта, имеет значение и недополученный опыт принятия и безопасной привязанности. Аналитики отношенческого направления направляют меньше внимания на примитивные формы сексуальности  и агрессии. Они рассматривают перенос  скорее сквозь призму ретравматизации. 

Французская школа настаивает на уникальности  каждого случая и принципиально возражают против структурирования и классификации опыта пациента, что на мой взгляд, мешает точности и прицельности интервенций. Но они также  сделали весомый вклад в психолингвистику и наблюдения процесса искажений свободных вербальных ассоциаций. Французские аналитики не фокусируют внимание на защитных операциях, но уделяют внимание интерпретации архаических и эдипальных конфликтов. Они также рассматривают идеализацию аналитика пациентом как диагностический материал. Они избегают индоктринации, и крайне осторожно дают интерпретации. Вот, необионианцы допустим, мистифицируют психоаналитическую технику, рассматривая свободные ассоциации как примитивные формы сновидений. И аналитик сам пускается в свободные ассоциации, чтобы понять пациента. В таком случае интерпретации также теряют точность. Они ссылаются на то, что ранний довербальный опыт присутствует  в терапевтической ситуации и благодаря семантической памяти может быть легче выявлен, в том числе благодаря такой процедуре.

 Основные принципы техники анализа переноса

 Психоаналитическая теория в традиционной манере преподавания,увы, не включает к сожалению, новые разработки. Классическая психоаналитическая техника основывается  на предположении, что симптомы базируются на защитных операциях и компромиссном образовании между импульсом и защитой. Аналитическая техника состоит в интерпретации психологической защиты. Суть метода состоит в интеграции импульсов в сублимированной форме без необходимости их вытеснения. Как говорил Фрейд, «на месте Ид  должно стать Эго».

 Эта формула меняется в свете современной  теории объектных отношений: например преувеличенная дружелюбность обсессивных пациентов является защитой, которая направлена против агрессии как  импульса. Почтение к аналитику, как к лицу пользующемуся уважением, как если это бы был родительский авторитет, довольно характерно для пациентов этой типологии. Стоящий за этим импульс отражает отношения агрессии между ребёнком и родителем. Обе части интернализованных объектных отношений будут воспроизводится  в переносе.

Задача толкования состоит в начале в толковании защиты, чтобы потом можно было бы толковать сам  импульс. Защитная структура позволит проиграть их в отношениях переноса потом интерпретировать. АНАЛИЗ  ПЕРЕНОСА СТАНОВИТСЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ МЕСТОМ И ОСНОВНОЙ ТЕХНИКОЙ АНАЛИЗА.

 Разница в работе с клиентами пограничной и невротической личностной организации 

 Существует большая разница в работе с невротическими и пограничными пациентами. Более здоровые пациенты с невротической организацией проецируют инфантильный объект в аналитика и проигрывают  инфантильное Я.

У пограничников с диффузией идентичности  постоянно меняются роли между аналитиком и пациентом. Они  проецируют на аналитика свое детское страдающее Я, и напротив, затем проецируют преследующие объекты на аналитика. Например,как в рассмотренном нами вчера на супервизии примере, проецируют на аналитика свою беспомощность и растерянность, заставляя его почувствовать себя  растерянным ребёнком садистической матери. Далее в этом же кейсе пациент проецировал садистическую мать, которую приходилось ублажать. Пограничные используют механизм расщепления, описанный Мелани  Кляйн,в то время как здоровые используют вытеснение. Поэтому в работе с пограничными пациентами идёт чередование идеализации и агрессии в адрес аналитика. В представленном  примере пациент либо воспроизводил  садистическую мать, либо старался подражать аналитику, как будто ублажая требовательную мать (он даже изучил литературу по психоанализу и вообще всячески старался понравится).

В работе с более здоровыми мы конфронтируем демонстрируемое поведение и сообщаем гипотезы относительно происходящего в сессии. Мы выявляем бессознательную фантазию в «здесь и сейчас»  путем анализа переноса и пояснения, которую затем мы в виде гипотез о ее происхождении сообщаем клиенту. Интепретация материала клиента может относиться как к происходящему в сессии так и вне её, вторым инструментом является анализ переноса. У более  здоровых отношения переноса заключаются в переносе на других людей в основном бессознательных фантазий, у более нарушенных переносные  искажения проявляются в поведении на сессии, у совсем нарушенных искажения переноса проявляются в основном только в поведении. Перенос пациента вызывает реакции у аналитика,эмоционально насыщенные и меняющиеся от раза к разу.

Фрейд думал, что контрперенос является препятствием,и определял его как перенос аналитика  на пациента. Современная теория объектных отношений считает контрперенос составным явлением,включающим и реакцию аналитика на клиента, и его события жизни, и реакцию на интернализованные  объектные  отношения пациента. Контрперенос является диагностическим инструментом и его не надо подавлять, давая ему развиваться,но саму реакцию из него важно уметь сдерживать. Очень важно не проигрывать контрпереносные импульсы в сессии, не действуя на основе своих эмоциональных переживаний. Важно контейнировать эмоциональные реакции, чтобы позволить себе когнитивно осмыслить и быть способным их использовать  для толкования переноса.

Аналитик вступает в двухфазные отношения: сначала слушает, что говорит пациент, исследует события жизни, чтобы позволить отношениям  переноса на себя повлиять и вызвать реакции. Второй шаг состоит в том, что аналитик выходит из отношений, восстанавливая свою эмоциональных независимость,  оказываясь в данный момент тем самым третьим лицом, исключенным из диады, возвращаясь  в позицию нейтральности. Нейтральность не подразумевает  холодности,  она выполняет и символическую  функцию выхода из диадных отношений в триадные, позволяя в то же время интерпретировать перенос. Но это не всегда просто, особенно в случае отыгрывания. Отыгрывание следует «отматывать назад», чтобы понять, что именно произошло. 

Интерпретация  сновидений и фантазий

 Мы просим пациента порождать свободные  ассоциации по отношению к фрагментами сна,чтобы выявить латентное содержание,обращая внимания на текущую ситуацию, невербальные  переживания. У более здоровых мы можем верить, что ассоциации ведут к скрытому  конфликту,  у нарушенных ассоциации вряд ли приведут к конфликту, мы сможем скорее понять это, наблюдая отыгрывание в переносе.

 Анализ характера у нарушенных пациентов

 Анализ поведения отреагирования является анализом аспектов переноса, выраженных в поведении (актуализированных интернализованных объектных отношений).Навязчивое повторение, которое Фрейд интерпретировал как сопротивления  Ид, мы сейчас понимаем  как проигрывание глубинного деструктивного поведения, направленное на аналитика,и связанное с преобладанием бессознательной  зависти к человеку, который хорошо  функционрует и способен помочь.

Негативная терапевтическая  реакция возникает тогда, когда пациентам становится хуже, если они получают помощь. У мазохистических личностей она возникает под влиянием бессознательного  чувства вины, у нарциссически  организованных  так проявляется зависть к аналитику и его успешности. Третий вид НТР связан с серьёзной предрасположенностью  к агрессии, когда только деструктивные  отношения воспринимаются  пациентом как альтернатива полной бессмысленности  отношений как таковых.

Что касается психологического  эффекта завершения отношений, мы часто видим либо депрессивную  либо параноидную реакцию. В первом случае проявляется вина за агрессию и признание способности любить и поддерживать отношения, во втором зависть и репродукция деструктивных  интернализованных отношений.

Хирург оперирует на чистом операционном  поле, освобождая его  для себя, чтобы чётко видеть его, контролировать  кровотечение, если этого нет, операцию проводить нельзя. Мы создаём такое поле посредством  инструкций, которые мы даём пациенту перед началом терапии. Ошибкой является переход к немедленной работе с материалом, без установления отношений.

Мы даем пациенту инструкции к тому ,как порождаются свободные ассоциации. Мы говорим пациенту: есть Ваша задача , а есть моя. Ваша задача состоит в том, чтобы быть внимательным к своему материалу, содержанию своего сознания, высказывать все что приходит на ум во время сессии, фантазии  и ассоциации .В классической работе мы ещё используем для регрессии пациента кушетку, в современной работе мы сидим друг напротив друга, минимизируя отвлекающие факторы и усиливая динамику переноса.

Когда мы сидим друг напротив друга, мы увеличиваем интенсивность переноса и контрпереноса, что позволяет работать с меньшей частотой встреч.

Мы говорим пациенту, что ему важно высказывать все, что ему приходит на ум, оставляя себе задачу прояснения. Мы объясняем пациенту, что поясняя бессознательную динамику он получит лучшее самопонимание.

Мы говорим: моя задача состоит в том,чтобы внимательно слушать все, что Вы говорите, чтобы прояснить Вам более глубинные аспекты Я и увеличить Вашу способность к самопониманию. Мы объясняем также, что иногда мы будем говорить много, а иногда мало. Мы мало говорим, когда пациент сам хорошо разбираемся в происходящем, а много, когда его способность к самопониманию нарушается. Поэтому, что аналитик, что терапевт должны уметь выдерживать тишину. Непрерывный диалог  оставляет внимание на уровне сознания и мешает погружаться в глубину бессознательных процессов. О чем мы не говорим пациенту, но что важно для нас: мы практикуем свободно плавающее внимание без представления,  по Биону “давая интерпретации без памяти, предпочтений и желания”.

В рамках сессии аналитик помнит все, о чем говорит пациент,но МЫ также ОБЯЗАТЕЛЬНО  должны ДАВАТЬ ПАЦИЕНТУ ШАНС УСЛЫШАТЬ содержание  ТОГО,ЧТО АФФЕКТИВНО ДОМИНИРУЕТ В СЕССИИ.  

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В АНАЛИЗЕ

 Терапевт в анализе базово  позитивно настроен к пациенту, образован,но не всезнающ, компетентен, но не всемогущий.Таким образом мы устанавливаем изначально зависимые отношения,которые используем для того,чтобы помочь пациенту стать более независимым. Мы однако понимаем,что со временем более глубинные аспекты переноса начнут искажать  эти отношения.Важно чтобы у терапевта был образ нормальных отношений,которые  он может использовать  в качестве идеала. В идеальном случае такую задачу решает личная терапия, которая выступает в качестве эталонной модели взаимоотношений  терапевта и клиента. Если этот опыт есть, то это позволяет выдержать искажения отношений.Вот несколько примеров,которые тяжело выдержать, когда подобной модели нет. Допустим инфантильный и гистрионный пациент в ответ на интерпретации говорит, что терапевт поступает как мать,которая тоже лезла в жизнь и проверяла почту.Терапевт при этом воспринимается как авторитетная  фигура,которая принуждается к немедленной помощи. Или нарцисс,который в ответ на инструкции по технике ассоциирования начинает спрашивать об образовании терапевта,или удачных случаях излечения.

Искажения в переносе стоит ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ТОЛЬКО ТОГДА,КОГДА ОНИ СТАНОВЯТСЯ АФФЕКТИВНО ДОМИНАНТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ СЕССИИ. АФФЕКТВНАЯ ДОМИНАНТА, основная “тема сессии” указывает на разворачивающиеся в настоящем  доминирующие объектные отношения ,что позволяет понять,кто из вас с пациентом выступает в качестве Я пациента, а кто в качестве спроецированного внутреннего объекта.

Как же принять решение о том что АФФЕКТИВНО доминирует?Необходимо обращать внимание на невербальные аспекты поведения и следить за контрпереносом.Комбинация этих позиций и позволяет выбрать “избранные факты”, в терминах кляйнианцев, и понять аффективную доминанту сессии. Например пациент в свободных ассоциациях говорит о тетушке,которая скучно готовила пресную еду,  о текущей рутине на работе,  просмотре скучного фильма, в то же время Вы чувствуете принуждающее давление контрпереноса скуки с принуждением  его как-то веселить,бодрить.

Внешне он демонстрирует  скуку и зевание,  а давлением контрпереноса он демонстрирует то, что он ожидает от Вас, что Вы ОБЯЗАНЫ  ПРИДАВАТЬ ЕГО ЖИЗНИ КАКОЙ ТО СМЫСЛ.Вот это ЕГО ОТНОШЕНИЕ К ВАМ и составляет основную  АФФЕКТИВНУЮ ДОМИНАНТУ  происходящего  в сессии.(ОН БУДЕТ ЗЕВАТЬ, А ВЫ ДАВАЙТЕ ИЩИТЕ ТАМ СМЫСЛЫ ВСЯКИЕ-ПРИМ.).

Аффективная  доминанта  в контрпереносе отражает те тематики,которые беспокоят самого пациента.Вы можете ОЩУТИТЬ ТО,В ЧЕМ ПАЦИЕНТ САМ БОИТЬСЯ ПРИЗНАТЬСЯ. Но это всегда проверямая гипотеза,  а не окончательный вывод и не индоктринация пациента смыслами терапевта.В случае верной интерпретации пациент соглашается с Вами,в случае неверной он может сказать “ нет,это не совсем так”.

Если же пациент с чувством говорит - “ ага,я так и знал,что Вы так скажете”, высока вероятность того,что Вы обнаружили характерологическую защиту,которая защищает его от более глубоких источников тревоги,чем возможные в описанной пациентом ситуации.

Во-первых, важно понимать что является АФФЕКТИВНОЙ ДОМИНАНТОЙ на протяжении каждой сессии.Во вторых, важно ждать И ВЫДЕРЖИВАТЬ  ВРЕМЯ в начале каждой сессии,чтобы выявить аффективную доминанту,так как пациент ГОВОРИТ О ВРОДЕ БЫ НЕ СВЯЗАННЫХ ВМЕСТЕ ВЕЩАХ. В третьих важно следить за невербальным поведением пациента.Более здоровые пациенты,как правило, конгруэнтны, более нарушенные могут существовать в расщеплении, и при нарушенном поведении вне сессии могут быть деструктивны и дезорганизованы, а на сессии вполне упорядочены. Если все в порядке со свободными ассоциациями,то вы интепретируете перенос,если и здесь не удается определить аффективную доминанту, Вы обращаетесь к анализу контрпереноса.Необходимо уметь терпеть промежутки непонимания. Нужно понимать,что если вы сделали все чтобы прояснить, а яснее не стало,значит просто НЕОБХОДИМО ЖДАТЬ.

Есть также ХРОНИЧЕСКИЕ КОНТРПЕРЕНОСНЫЕ РЕАКЦИИ.

Они проявляются в том,что одна и та же реакция воспроизводится с пациентом. Пациент кажется или самым интересным, или стабильно скучным.Иными словами возникает искажение в Вашем внутреннем отношении к пациенту, которое делает терапевта менее внимательным.Это повод обратиться в супервизию с подобными реакциями.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ  АФФЕКТИВНОЙ ДОМИНАНТЕ СЕССИИ

Дополнительным принципом интерпретации является то,что  она совершается от поверхности к глубине.Например женщина с истерическим расстройством постоянно поправляет платье. В начале терапии это воспринималось как некий тик.А затем, когда содержание сессии пришло к теме отношений с мужчинами,это стало аффективной доминантой. Я спросил ее о значении этого автоматического жеста.Начав свободно ассоциировать,она сначала была раздражена таким вниманием,а затем признала,что мужчины постоянно обращает на ее ноги, и сексуально ее желают,что вызывает ее отвращение.Я ее спросил,а возможно Вас раздражает также,что и я смотрю на Ваши ноги?Она сказала,что это было бы ужасно, если такой уважаемый человек как Я, делал бы то же самое.В итоге выяснилось что она испытывает страх и отвращение к мужским желаниям. Я предположил,что она боится сексуального внимания. А за этим страхом,в свою очередь скрывалось ее желание быть объектом сексуального интереса.Мы дошли до воспоминаний о восхищении отца,который говорил,что она лучшая девочка в мире,а потом вышли на эдипальный конфликт, и ее желание моего и отцовского сексуального интереса,а также  страх наказания со стороны матери, что приводило к развитию у клиентки сексуальной фригидности и торможения.

Таким образом,если бы я остался на поверхности,и просто сразу сказал,что она боится мужчин,она бы сказала просто " угу," интеллектуально согласившись, и это бы не имело новизны, а если бы предположил сразу,что за этим сексуальный интерес ко мне,она бы совершенно законно возмутилась,так как она не была бы готова ее принять.

Принцип аффективной доминанты называется также принципом экономии в Эго психологии,и дополняется принципом движения от поверхности к глубине.И это стандартные аналитические техники, применяемые при сеттинге три-пять сессий в неделю.Но в лечении нарциссических пациентов ИМЕЕТ СМЫСЛ И БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ ЧАСТОТА ВСТРЕЧ, ВПЛОТЬ ДО ЕЖЕДНЕВНЫХ.

Психоаналитическая терапия отличается меньшей частотностью сеансов,две встречи в неделю(иначе эффективно применить экспрессивные техники сложно), а поддерживающая терапия проводится с регулярностью раз в  неделю.Интерпретация в аналитической терапии интерпретация делается на более ранних этапах, и сосредотачивается на здесь и сейчас, в меньшей степени затрагивает связь с прошлым.Анализ переноса в ПА терапии почти такой же как в анализе,но с целью предотвращения расщепления анализируются и текущие актуальные отношения пациента,опять же с меньшим акцентом на отношениях переноса со значимыми фигурами прошлого. Если у нарушенных пациентов проходит тяжелое отыгрывание, то терапевт устанавливает границы, выходя за пределы технической нейтральности.

В поддерживающей терапии интерпретация ограничивается прояснением и конфронтацией, интерпретация бессознательных элементов ведется только в случае мощного негативного переноса.

Терапевт помогает в суппортивной терапии пациенту понять искажения переноса.

Терапевт также отходит от технической нейтральности,давая ему когнитивную и эмоциональную поддержку, пояснения,комментарии,психообразование и консультируем его, используя РЕАЛИСТИЧНЫЕ СОВЕТЫ И ПОХВАЛУ. Интерпретация в суппортивной терапии ограничивается областью негативного переноса.

Анализ контрпереноса здесь также используется для диагностики негативного переноса и поддержки укрепляющих Эго воздействий. Частота поддерживающей терапии может быть до 1-2 раз в месяц. Частота встреч определяется степенью сложности проблем пациента. Мы интерпретируем здесь НЕ АФФЕКТИВНУЮ ДОМИНАНТУ СЕССИИ, а наиболее острую проблематику, и помогаем пациенту справиться с наиболее острыми проблемами жизни,давая вполне четкие задания.

Суппортивная терапия наиболее предпочтительна в ситуации острых жизненных кризисов у относительно здоровых с невротической организацией ,а также у наиболее ТЯЖЕЛЫХ ПСИХОТИКОВ,психоанализ показан у пациентов с тяжелыми симптомами,настроенных на длительную работу,в терапии пограничных предпочтительнее использовать принципы психоаналитической терапии, а не глубинного психоанализа.

Относительными противопоказаниями являются асоциальное поведение и вторичные выгоды. В аналитической терапии мы пытаемся выделить прежде всего элементы негативного переноса,чтобы снизить его негативные эффекты на ход лечения.

С плохо ассоциирующими пациентами, чаще всего страдающими тяжелыми расстройствами, мы анализируем прежде всего поведение.Они ведь могут молчать до десяти сессий подряд.Если вербальная коммуникация не работает, мы используем невербальные элементы и разбираемся в том,что мешает ему свободно ассоциировать.Мы интерпретируем перенос и  интерпретируем содержание контрпереноса.Циклический подход состоит в том,что мы указываем на его молчание,ждем появления невербальной реакции и вновь подвергаем эту проявившуюся реакцию интерпретации.Потом снова ждем,и цикл повторяется.Это только кажется сложным,но потом пациенты находят способ выразиться.

Нарциссические пациенты крайне трудно развивают отношения зависимости,необходимые в переносе.Асоциальные пациентки используют агрессивное сексуальное соблазнение для контроля пациента с помощью эротизированного переноса.

Вопросы в обсуждении супервизии:

Как Вы относитесь к новому увлечению женщин,пишущих прассказы о гомосексуальных отношениях между мужчинами?

Подобного рода фантазии о смене пола могут быть сигналами трех динамик:  нормальные бисексуальные тенденции,культурно подавляемые,с этим часто смешано отвержение гомосексуальности. Лица , меняющие пол по этим причинам чаще страдают нарциссическими нарушениями, так как  меняя пол,такие люди впоследствии скучают по собственному биологическому полу.

Другой тип  динамики, когда люди чувствуют себя практически в чужом теле,имея свой биологический пол.Это часто трансгендерный пол.

Третья группа чаще относятся к пограничному регистру, у них проблемы как  в области сексуальности,  так и в области агрессии и регуляции аффектов,часто наблюдаются сексуальные зависимости и здесь требуется психоаналитическая терапия.

Общая терапевтическая позиция заключается в полном предоставлении сексуальной свободы подросткам с выбором.

О разных формах диссоциативных процессов при расстройстве множественной личности

 

Множественная личность это крайняя форма диссоциативных расстройств.Есть первый тип, когда одна личность не знает о другой, здесь преобладает истерическая структура и невротическая организация личности, в принципе хорошо лечится гипнозом и психоанализом.И есть вариант когда одна личность знает о другой,тогда речь идет о пограничном расстройстве. Допустим пациент говорит "сейчас я Джон", "сегодня я Джейн". Это классический вариант доктора Джекила и мистера Хайда. И данные личности довольно часто воплощают полярные аспекты пограничной сексуальности.